Скоро в школу
Поступление в школу – важное событие в
жизни каждого ребенка. Все первоклассники в первые недели в школе
(период адаптации) испытывают определенные трудности.
И это понятно! С началом
систематического обучения изменяется весь уклад жизни ребенка,
появляются новые для него обязанности, резко возрастают физическая и
нервно-психическая нагрузки, значительно увеличивается объем
информации, которую надо усвоить, изменяется отношение к ребенку со
стороны окружающих – появляются такие требования, которых раньше
не было.
Теперь ему необходимо каждый день
приходить в класс (даже если хочется остаться дома), в течение 30 – 45
минут сидеть на уроке, быть внимательным, слушать
учителя и выполнять его задания (писать палочка, когда хочется
просто рисовать), дома надо обязательно выполнять домашнее задание.
А главное – школьник обязан хорошо
учиться, именно этого от него ждут окружающие – учителя, родители,
близкие. Специалисты отмечают, что в первые недели школьного
обучения практически у всех первоклассников наблюдаются нарушения
сна, аппетита, повышенная раздражительность, снижение веса. Это
закономерный результат привыкания (адаптации) ребенка к новой для
него ситуации и новым нагрузкам. В норме, если ребенок до школы был
достаточно подготовлен к систематическому обучению, имел высокий уровень
школьной готовности, через 2,5 – 3 месяца негативные
симптомы постепенно исчезают.
Школьная готовность: физическая, специальная (педагогическая) и психологическая.
У
ребенка начинается новый возрастной период, новый жизненный этап.
Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в
деятельности, общении, отношении с другими людьми, сомоощущении.
Ведущей деятельностью становится учение.
Происходят изменения в социально-личностном развитии ребенка.
Школьник – это человек, имеющий неизмеримо высокий статус, чем дошкольник.
Школа – символ дальнейшего развития,
она способствует приобретению ребенком нового статуса, освоению новых
социальных ролей, изменению семейного положения,
приобретению авторитета. Появляются новые обязанности и новые права.
Если будущий школьник не готов к
принятию обязанностей, связанных с выполнением новой для него социальной
роли, не усвоил новых форм общения и поведения, принятых в
ситуации школьного обучения, – даже при условии высокого общего
интеллектуального развития он будет испытывать трудности в школе. Эти
учащиеся отказываются выполнять малоинтересные для
них, трудные задания, обижаются на действия педагога («Я поднимал
руку, а она меня не спросила», «Она меня не любит», « Я больше не пойду в
школу»). Интерес к учению у них быстро
пропадает, формируется устойчивое негативное отношение к школе.
Как создать у ребенка положительную установку на учебу в школе и направленности на обучение?
· Экскурсии с ребенком в школу.
· Рассказы о своих любимых учителях.
· Показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей.
· Организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей.
· Семейное чтение художественной литературы.
· Участие детей и взрослых в сюжетно-ролевой игре в школу.
· Никогда не запугивайте детей школой.
Начинать лучше сейчас, а потом нужно
будет затратить еще больше сил. Но даже если ребенок не хочет идти в
школу, не надо винить его в этом. Лучше помочь обрести ему
уверенность в том, что он сможет хорошо выполнить свою работу, что
это обязанность каждого современного человека. А интерес, дело наживное.
Психологическая готовность (это те
УВК, которые связаны с особенностями учебной деятельности на 1ом этапе
обучения, они нужны в начале обучения для успешной
деятельности ребенка). Психологическая готовность представляет собой
сложное системное образование и охватывает все стороны детской психики:
личностно-мотивационную сферу, элементарные системы
обобщенных знаний и представлений, некоторые учебные навыки,
познавательные, психомоторные и интегральные способности.
Нужно стремиться развивать общую
любознательность ребенка, не отмахиваться от его вопросов, больше
разговаривать с ним и проводить время вместе. Но помните! Как
только новое и интересное становится обязательным и обременяющим,
оно не приносит должного результата.
Для того чтобы ребенок чувствовал себя
в школе комфортно и не испытывал трудностей адаптации, нам нужно
заранее, плавно подвести его к новой жизненной ступени.
Становясь первоклассником, малыш обретает не только красивый ранец и
букет гладиолусов. Он примеряет на себя и новый статус, а на плечи
ложится целый список новых обязанностей.
Готовность к обучению в школе – это
такой уровень физиологического, социального и психического развития
ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной
программы без ущерба для здоровья.
Физическая готовность.
Важно, чтобы ребенок пошел в школу
физически крепким и здоровым. Около 25% детей испытывают значительные
трудности в обучении именно в связи с состоянием
здоровья. Поэтому особого внимания в подготовительный период к школе
требует здоровье детей, их закаливание, охрана зрения, голоса, слуха,
формирование правильной осанки. Уверенными, красивыми,
ловкими и достаточно разнообразными должны быть их движения.
Психологическая готовность.
Требования, которые предъявляет к
ребенку школа, значительно отличаются от тех требований, к которым он
привык в детском саду и дома. Эти требования связаны, в
первую очередь, с изменением социальной позиции ребенка, с тем новым
местом, которое он начинает занимать в обществе с поступлением в школу.
Первоклассник должен быть более самостоятельным и
организованным (не опаздывать на уроки, выполнять домашнее задание и
т. п.), должен уметь управлять своим поведением (не отвлекаться во
время урока, не перебивать других, не вставать с места без
разрешения, направлять свое внимание на решение учебных задач и т.
п.), должен быть готов к новым формам сотрудничества со взрослыми
(правильное восприятие учителя, его действий и слов). Этот тип
готовности называетсяличностным. Он выражается в
том, как ребенок относится к школе, к учебной деятельности, к учителям и
самому себе. Во многом задачу по подготовке к школе
можно считать решенной, если у ребенка сформировано положительное
отношение к школе, если она привлекает старшего дошкольника, главным
образом, новой интересной и серьезной деятельностью,
результаты которой важны и для самого ребенка, и для окружающих
взрослых.
Интеллектуальная готовность к
учению выражается в общем уровне развития познавательной деятельности.
Быть готовым к обучению в школе – значит
иметь дифференцированное восприятие, творческое воображение, уметь
сравнивать, обобщать предметы и явления, владеть анализом, синтезом,
умением самостоятельно делать выводы, действовать по
намеченному плану, достигать намеченной цели, контролировать свои
слова и действия на основе указаний, проявлять активный умственный
интерес, инициативу и организованность, достигать определенных
результатов в своей работе, действовать самостоятельно
(эмоционально-волевая готовность). Обладание этими умениями и обеспечит
ребенку высокий уровень обучаемости.
Значимость компонентов психологической готовности к школе
1 место Мотивационная готовность
Желание узнать новое, уверенность в
своих силах, стремление освоить роль школьника, принятие системы
требований предъявляемых школой.
2 место Интеллектуальная готовность
Наблюдательность, воображение, умение анализировать и сравнивать, память, выполнение словестной инструкции.
3 место Эмоционально – волевая готовность
Умение управлять своим поведением, эмоциональная устойчивость, произвольная регуляция внимания.
4 местоКоммуникативная готовность
Умение устанавливать контакт с учителем, сохранение чувства дистанции, умение "влиться" в детский коллектив.
5 место Педагогическая готовность
Навыки чтения, счета, письма, рисования, чистая речь, общая осведомленность.